Мы часто слышим жалобы на то, что продвижение ресторанов сейчас стало гораздо сложнее, чем раньше, а привлекать новых гостей очень дорого. Подумали, что будет интересно узнать у сотрудников «Леммы» — тех самых людей, которые рассказывают о важности работы с геосервисами, отзывами и соцсетями — как они сами выбирают, куда сходить сегодня вечером? Где ищут информацию о заведении и на что обращают внимание в первую очередь?
Несмотря на то, что отношение к ресторанам у сотрудников «Леммы» особенное, ответы получились разнообразные и любопытные.
Юрий Клименко (Краснодар): инстаграм + карты
«Я никогда не смотрю на отзывы — только на рейтинг. О ресторанах узнаю в основном в инстаграме*, через друзей и паблики.
Если это Москва, я подписан на блогеров-обозревателей. Плюс спрашиваю у друзей и знакомых. Либо просто смотрю топовые заведения в «Яндексе», а потом ищу их в инстаграме и смотрю интерьер, меню».
![]()
Принадлежит компании Meta, которую Минюст РФ считает экстремистской организацией
Карты
Работа с геосервисами — один из самых недорогих и одновременно эффективных способов рассказать о своем заведении как можно большему числу потенциальных клиентов. Сегодня люди очень часто узнают о новых местах на «Яндекс.Картах», 2GIS — там смотрят не только адрес, но и фото, меню, цены и отзывы.
Инстаграм
Да, инстаграм заблокирован в России и в нем теперь нельзя настроить таргет. Однако для многих проектов это по-прежнему едва ли не главный способ рассказать о себе гостям. Например, сверхпопулярной проект CHICKO ведет телеграм-канал, где сейчас уже больше 150 тысяч подписчиков. Однако реальные гости в заведения все равно приходят через инстаграм.
А вот что рассказывает основательница доставки Pro Brunch Анна Фролова о своем новый проекте «Моллюск», запускавшемся в конце 2022 года:
«В тот момент, когда объявили о блокировке, нам казалось, что жизнь оборвалась: у меня все бизнесы были завязаны на инстаграм. Мы пытались перейти в телеграм, воскресить «ВКонтакте», но все было не то: аудитории нашего инстаграма там фактически не было. Слава богу, что есть VPN: благодаря этим сервисам мы продолжили вести инстаграм и остались на плаву.
<C новым проектом> мне помог личный бренд: первый месяц мы отработали без сторонней рекламы, я рекламировала «Моллюск» только на своей страничке. Мы запустились в декабре и получили такой большой наплыв, что не справились — у производства не было таких мощностей. Мы переоткрылись заново 5 января и за первые 5 дней сделали выручку почти в миллион рублей практически без рекламы».
Гаянэ Арушанян, (Ростов-на-Дону): инстаграм + сарафан + поиск в интернете
«Вообще о заведениях узнаю в инстаграме, хожу чаще в одни и те же места и ем одни и те же блюда.
Если еду в отпуск, то обычно дома изучаю через поисковики места для завтраков и для обедов/ужинов. Если там есть кто-то из знакомых, спрашиваю у них. Изучаю через поиск, типа «где поесть вкусную пасту в Воронеже».
Отзывы читаю, но на решение они не влияют. Потому считаю, что люди часто необъективно занижают оценки».
Поиск в интернете
Недостаточно просто разместить информацию о ресторане в сети — нужно еще сделать так, чтобы она попадалась на глаза потенциальным клиентам. Для этого и существует SEO — поисковая оптимизация. Ее цель — сделать так, чтобы поисковики и карты как можно чаще показывали ваше заведение потенциальным гостям. Для этого нужно тщательно заполнять информацию о своем заведении на сайте и геосервисах, следить за ее актуальностью и не забывать про хорошие фото.
Например, синяя галочка «Яндекса», говорящая о том, что данные на карте подтверждены владельцем заведения, дает ресторану охват на 20% выше, чем у конкурентов.
Мария Кольмина (Москва): отзывы + сарафан
«Что место, что доставку я выбираю по отзывам, смотрю их количество и качество. Выбираю 2-3 места разной концепции, из них лучшее для себя и потом только туда хожу/заказываю. Есть список моих топ, выбираю смотря чего хочется (день шашлыка, день суши).
В новые места люблю ходить примерно раз в месяц, опираясь на мнение друзей, типа предлагайте куда пойдём.
В новом городе отзывы смотрю или места, где видно много местных (чаще всего там значит вкусно)».
Отзывы
Стоит помнить, что люди пишут и читают отзывы о ресторанах в самых разных местах: кто-то — на картах, кто-то — в соцсетях, кто-то — на сайтах-отзовиках. А кто-то просто вводит в поисковую строку «<название ресторана> отзывы» и переходит по первой же ссылке.
Ресторану важно отслеживать все эти площадки: следить за тем, чтобы отзывы 1) были 2) чтобы они были положительными 3) чтобы на негатив давался оперативный ответ. Для этого удобно пользоваться сервисами-агрегаторами, которые собирают отзывы со всех площадок в одном окне и подсвечивают негативные. Если же отзывов мало/рейтинги ниже, чем хотелось бы, помогают различные активаторы отзывов (механики, которые мотивируют гостей написать отзыв в обмен на подарок).
К примеру, «Ташир пицце» в Саранске удалось таким образом увеличить количество отзывов в месяц с 3-5 до 30+ (т.е. в 16 раз).
Если хотите подробнее узнать об инструментах по работе с отзывами или у вас есть другие вопросы по работе с гостями, — оставьте заявку, наши специалисты вам помогут.
Татьяна Вержановская (Подмосковье): карты + поиск + соцсети
Почти всегда ищу рестораны на картах. Всегда смотрю на рейтинги, меньше — на отзывы. Если есть плохие отзывы — это еще ничего не значит, тут смотрю, как отвечает на них бизнес.
Когда куда-то еду, ищу сначала через поиск (типа «необычные кафе в Нижнем Новгороде»), потом иду смотреть их на картах.
Инстаграм не смотрю вообще, ВК — иногда, что-то узнаю из тематических пабликов в телеграме. Люблю, когда у ресторана «живые», неформальные соцсети — не просто фотки из стоков со скучными надписями, а что-то с юмором и участием живых людей (гостей/сотрудников).
Ответы на отзывы:
По статистике «Яндекс. Еды», 14% пользователей заказывают в заведении снова, если им ответили на отзыв. Есть даже парадоксальная зависимость: если с заказом что-то пошло не так, но ресторан за это извинился и как-то обратился к пользователю — вероятность, что покупатель снова закажет в этом ресторане, выше, чем если когда с заказом все было хорошо.
«Живые» соцсети и другая медиаактивность
На инстаграме свет не сошелся клином! И в любом случае у ресторана должна быть хоть одна «живая» соцсеть со свежими фотографиями и постами. Если гость заходит в аккаунт заведения и видит, то последний пост там был 2 месяца назад — это очень настораживает.
Давайте медиа повод говорить о вас! Создавайте инфоповод для СМИ, как «Додо Пицца» с пиццей от ChatGPT; рассказывайте о себе на VC или в «Тинькофф Журнале», как основательница франшизы «Шоу'рма», делайте самую длинную в мире шаверму, как VЛAVAШЕ. Люди хотят видеть «человеческое лицо» бизнеса — особенно в индустрии гостеприимства.
Анастасия Замятина, (Екатеринбург): сайт + карты
«В Екатеринбурге чаще всего я иду в те заведения, которые порекомендовали друзья или знакомые. Но пойти туда или нет я точно решаю, когда посмотрю сайт или мобильное приложение этого ресторана или кафе. Если я не нахожу сайт, меня это настораживает. И ищу что-то другое. На рейтинг или отзывы на самом деле смотрю редко.
А если я в поездке выбираю заведение, то тогда использую карты. Смотрю, какие рестораны или кафе есть поблизости, какой чек и читаю отзывы. Да, я понимаю, что часто люди пишут отзывы не от чистого сердца, тем не менее, если есть комментарии о том, вкусно или нет, то я могу прислушаться».
Сайт:
Многие рестораны считают, что свой сайт — это дорогое и ненужное излишество; можно ограничиться соцсетями. Но многие гости с этим поспорили бы: посмотреть меню, фото и основную информацию на сайте гораздо удобнее, чем копаться в разрозненных постах и сторис разной степени свежести. В некоторых аспектах сайт выигрывает даже у приложения — не все готовы засорять память своего телефона, особенно если заказывают у вас впервые.
При этом сделать собственный сайт сейчас можно за пару дней, потратив на это совсем немного денег. Для этого сегодня существуют разнообразные сервисы-констркуторы.
Выводы:
Продвижение ресторана — это не всегда огромный бюджет. Наш маленький опрос показывает, что геосервисы сейчас имеют не меньшее значение, чем пресловутое сарафанное радио, при этом многие проекты до сих пор ими пренебрегают. Хотя завести и обновлять карточку ресторана на карте легче и дешевле, чем создать свое приложение или покупать рекламу в «Яндекс. Директе». А если еще и усилить свои геопозиции грамотной работой с отзывами и оперативными ответами на негатив — эффект не заставить себя ждать.
Комментарии