VII гастрономический фестиваль «Вкус Якутии» традиционно прошел в начале декабря. Важно понимать: противоэпидемические меры в регионе — одни из самых жестких в стране. В республике запрещены все развлекательные мероприятия, закрыты фудкорты, в ресторанах посадка разрешена только на 50% с расстоянием между столами в два метра.
Всё, всё кончилось! Можно выдохнуть и по горячим следам подводить итоги. Понятно, этот блин – не первый, так что и вышел он отнюдь не комом. Но в условиях ограничений, критичных как раз для общепита, пришлось поработать в первый (и, очень желательно, в последний) раз.
Хотя формально особо сетовать не на что. Фестиваль прошел седьмой раз подряд, в этом году в нем приняли участие семь (магия чисел!) ресторанов республиканской столицы — Kitchen, Alprana, «Крыша», «Бекетовъ», «Усадьба Атласовых», «Мацури», «Хьюстон». Половина участников — новички (рестораны, которые открылись в 2019 и 2020 годах). Это значит, что проект живой, идет точно не на автопилоте. Ни одно заведение не называется по-якутски (да и по-русски — меньшинство), хотя все участвовали в номинациях по национальной кухне: фестиваль не превращается в кулинарную резервацию, в этномузей на салфетке. Колорит и современность идут рука об руку.
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?
• Строим партнерства
Уже много лет «Вкус Якутии» поддерживают местные власти: министерство предпринимательства, торговли и туризма Якутии, соответствующий департамент администрации Якутска. Спасибо им, а также мэру столицы — Сардане Авксентьевой. Кубок мэра Якутска — красивая традиция нашего гастрофестиваля.
Сразу должна предупредить, что такая поддержка — результат не случайного стечения обстоятельств, а кропотливой работы. Мы очень плотно и постоянно сотрудничаем с координационным советом при главе администрации Якутска, с республиканским министерством туризма, с уполномоченным по делам предпринимательства. Не всегда наш диалог с чиновниками выглядит идиллически. Но результат налицо: в этом году без административной поддержки на самом высоком уровне офлайновые элементы фестиваля были бы просто неосуществимы.
Важна и поддержка профессионального сообщества. Уже четыре года с нами Федерация рестораторов и отельеров (ФРИО) России. ФРИО для фестиваля — не свадебный генерал. Коллеги по ассоциации помогают подобрать для жюри компетентных шеф-поваров (сам президент ФРИО Игорь Бухаров три года возглавлял жюри нашего фестиваля), дают площадку для презентации проекта «Вкус Якутии» в Москве.
В этом году сильно нам помогла компания «Саюри», которая в условиях вечной мерзлоты выращивает овощи и зелень для якутян. Она предоставила участникам свою продукцию для реализации конкурсного меню. Будем думать на будущее, каких еще партнеров привлечь для поставок продукции. Тут интерес обоюдный: для поставщиков — дополнительное промо, для участников — чуть меньшие затраты на участие в фестивале.
• Усиливаем яркость
Кстати, о жюри. И раньше, и в этом году мы приглашаем туда экспертов широкого профиля и высокой популярности. Таких, например, как Геннадий Шаталов: истинный гуру событийного туризма, с легкой руки которого в свое время были организованы Национальная премия RussianEventAwards, Всероссийская туристская премия «Маршрут года», Всероссийский фестиваль-конкурс «Туристский сувенир», проект #ПораПутешествоватьПоРоссии. В жюри были и экзотические персоны — взять хотя бы бывшего посла республики Бенин в России, доцента МГУ Анисета Габриэля Кочофу, который под влиянием общей атмосферы нашего праздника даже публично выразил желание стать послом гастрономии Якутии. Кстати, пора ему об этом напомнить…Всегда с нами журналисты, а в последние годы жюри пополнилось и блогерами.
Такие люди не только демонстрируют нашу реальную конкурентоспособность, но делают события еще более интересными, а баталии экспертов при обсуждении кандидатов на победу — оживленными и по-хорошему драматичными. Информационное продвижение фестиваля идет во многом благодаря именно помощи партнеров. При поддержке властей и профессионального сообщества мы каждый год получаем дополнительное информирование о событии, примерно 50% всех выходящих публикаций. Причем это не только материалы в СМИ и на сайтах информагентств, но и полноценные сюжеты на республиканском телевидении.
• Работаем не за деньги
Фестивали и в целом гастротуристические события — это не про прибыль. В 2020 году финансовые ресурсы как таковые нашлись только на премии победителям. Скромные по размерам: призы по каждой номинации в 30 000 рублей, супер-приз (кубок мэра) — 50 000 рублей. Но для людей в нашем регионе и это деньги. Основной мотивацией для участников они, конечно, не являются, но подогревают амбиции, особенно молодых участников.
Сам же конкурс проводили на одном энтузиазме. И тут обижаться не на кого. Это объективная реальность завершающегося года: «денег нет, но вы держитесь». Значит, надо воспринять ее как данность и просто думать, как работать эффективно даже при имеющихся ограничениях.
• Следуем трендам и поддерживаем местное
Идея конкурса простая и не меняется год от года: участникам предлагается в течение конкурсной недели, с 30 ноября по 6 декабря 2020 года, представить в меню своих заведений «Специальное предложение» — индивидуальный дегустационный гастрономический сет, в который обязательно включаются национальные блюда из оленины, говядины, жеребятины и свежей рыбы. Номинации позволяют держать баланс между традициями и новым видением местных специалитетов:
Категория «Этнический ресторан, кафе»:
- за лучший представленный дегустационный сет;
- за оригинальную рецептуру блюд в дегустационном сете;
- за сохранение национальных традиций в приготовлении блюд.
Категория «Классический ресторан, кафе»:
- за лучший представленный дегустационный сет;
- за оригинальную рецептуру блюда в дегустационном сете;
- за оригинальность современной подачи блюд в дегустационном сете.
Жюри оценивает не только вкус и органолептику, но и презентацию, оформление, подачу, вовлечение всех сотрудников заведения в событие.
Поддержка местного бизнеса выражается в том, что конкурсные блюда должны быть изготовлены только из якутского сырья. Кстати, ресторан «Усадьба Атласовых» (участвующий в проекте с самого начала) презентовал концепцию «от фермы к столу» — в этом году там начали самостоятельно разводить перепелов и презентовали блюда из них. А рестобар «Крыша» представил малобюджетные варианты: блюда из субпродуктов (например, из сердца жеребенка) и легкодоступной рыбы — карасей, которые водятся в каждом озере Якутии.
Всегда вызывает интерес сочетание традиционного и трендового в рамках одного блюда. Например, салат «Индигирка». Если раньше такой салат из сырой рыбы готовили традиционно и добавляли только соль и перец, то сейчас в Якутске подают до восьми вариантов за счет добавок и соусов. В целом же гастрономическую идею фестиваля четко передает взявший гран-при сет от ресторана «Бекетовъ»: два вида тар-тара (из чира и из жеребятины), салат из нельмы, салат из оленины, горячая закуска из печени жеребенка, маленький и сытный пирог с зайчатиной, необычные пельмени из чира и лосося, а также сорбет из якутских ягод.
• Включаем гибридные форматы
Пандемия Covid-19 не могла не внести коррективы в формат нынешнего фестиваля: он проводится в полном соответствии с требованиями республиканского Роспотребнадзора. На площадках соблюдались все ограничительные меры, а публичная часть программы была вынесена в инстаграм. В чем-то это и к лучшему: события фестиваля и волнующие моменты объявления победителей можно было увидеть из любой точки земного шара.
При этом нам удалось провести успешные переговоры с Роспотребнадзором и доказать очевидное: вкус и аромат блюд нельзя оценить дистанционно. И (о чудо!) с нашими аргументами согласились, хотя в сегодняшних условиях здравый смысл побеждает далеко не всегда.
• Готовим перезагрузку
Всё, что вы прочитали выше, очень важно: по крайней мере, для нас. Но самое главное — то, что прочтете ниже. Мы готовим системную перезагрузку фестиваля «Вкус Якутии», не нарушая его концепта «традиции + тренды». Всё же мы рискнем включить и экономическую составляющую — но не как инструмент повышения доходности проекта, а в рамках маркетингового развития гастротуризма в целом. Это направление позволяет познакомить гостей с нашей кухней в очень интересном диапазоне — от полностью аутентичных блюд до максимального новаторства, нового прочтения кулинарных традиций с учетом современных трендов по подаче, оформлению и даже философии еды.
В Ассоциации гостеприимства РС(Я) не так много членов — примерно 400 ресторанов, отелей, организаций по туристическому обслуживанию. И каждый участник понимает, что гастрофестивали дают толчок развития всему рынку внутреннего туризма. Однако только ради того, чтобы отведать строганины, человек через всю страну не поедет. А если туристам предложить интересную программу, то наше национальное меню добавит ей привлекательности. С учетом заинтересованной позиции всех ветвей власти Якутии, на туристическом рынке России вполне может появиться несколько конкурентоспособных пакетных туров, причем на все сезоны.
В конце концов, у нас есть своя мечта. Мы хотим, чтобы древняя, очень разнообразная и изобильная якутская кухня была так же востребована и известна в России и в мире, как японская, китайская, корейская. Мы намерены пропагандировать ее в современных редакциях, в массовых адаптациях. Пока не очень выходит то, что является сутью событийного маркетинга — «упаковка и продажа». Но мы учимся и обязательно научимся этому.
За время своего существования событийные мероприятия дали рост посещения Якутии с 700 до 6000 туристов. Естественно, статистики за этот год у нас пока нет, но из-за всех ограничений мы гостей в этом году и не ждали… Однако в будущем мы бы хотели видеть эти цифры выше, как минимум, на порядок, а нашу республику — столь же популярной, как Байкал или Горный Алтай. И якутская кухня должна стать одним из главных магнитов для туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, всей России и других стран.
Читайте также:
Комментарии