Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Попробуйте iiko, и вы удивитесь, что когда-то  могли работать иначе!

Автоматизация ресторанов, баров и доставки
Подробнее

Новости ресторанного мира, свежие статьи и анонсы мероприятий

В полезной рассылке от Лемма.Плейс. Подпишись!

Лемма.Поддержка решает любые IT-задачи ресторана

Круглосуточный сервис безлимитной технической и информационной поддержки
Подробнее
Правило 5С в ресторане. Как раз и навсегда навести порядок на рабочем месте?
Управление

статья

Правило 5С в ресторане. Как раз и навсегда навести порядок на рабочем месте?

20 мая 2021
7238
4 мин

Правило 5С — это один из инструментов системы бережливого производства (о том, что это такое, мы рассказывали в этой статье). Если вкратце, это нехитрый алгоритм наведения порядка на рабочем месте, который подходит всем — и офисному клерку, и повару. Поначалу в это может быть сложно поверить, но опыт самых разных производств показывает: правило 5С действительно способно на порядок повысить эффективность работы на предприятии. 

Почему 5С?

(Вообще-то потому, что система пришла к нам из Японии, но и в русском языке пять «С» нашлись):

  1. Сортировка (Seiri): разобраться, какие предметы нужны на рабочем месте, а какие не используются, и убрать лишнее.
  2. Самоорганизация (Seiton): определить место для каждого предмета на рабочем столе. 
  3. Систематическая уборка (Seiso): определить правила и график уборки рабочего места.
  4. Стандартизация (Seiketsu): описать предыдущие три шага, создав подробную инструкцию. 
  5. Совершенствование (Sitsuke): постоянно поддерживать порядок на рабочем месте в соответствии с предыдущими правилами и следить, какие из них требуют коррекции и улучшения.
     

Зачем внедрять?

  • чтобы сотрудники работали эффективнее и быстрее;
  • чтобы сотрудники меньше уставали, для улучшения общего настроя в коллективе;
  • чтобы повысить качество продукции и снизить количество брака.


Как внедрять?

ШАГ 1

Прежде всего необходимо разделить все вещи на рабочем месте на три категории (удобно разложить их по трем коробкам):

 - нужное всегда

- нужное иногда

 - ненужное

Понятно, что со многими предметами определиться сходу будет трудно. Для этого можно использовать «карантин»: все вещи, насчет которых есть сомнения, складываются в коробку, которая остается недалеко от рабочего места. То, что пригодится в течение месяца, можно вернуть на рабочее место. От всего остального по истечение месяца необходимо избавиться.

Исключение: можно оставить на рабочем месте одну ненужную вещь: что-то, что вас вдохновляет, навевает приятные воспоминания, в общем, улучшаем ваш рабочий настрой. Но только одну! 

ШАГ 2 

Дальше нужно придумать свое место для каждой (без исключений!) вещи из коробок «нужное всегда» и «нужное иногда». «Свое» место должно быть таким, чтобы вещь было:

 - хорошо видно

 - легко взять

 - легко использовать

 - легко положить на место.

Сначала нужно разложить в соответствии с этими принципами предметы из коробки «нужное всегда»: им должны достаться самые заметные и легкодоступные места. И только после этого приступайте к содержимому коробки «нужное иногда»: они вполне могут найти свое место в нижнем ящике стола или на верхней полке над ним. 

После того как каждая вещь нашла свое место, сфотографируйте результат. Это — идеальное состояние рабочего места, стандарт, к которому вы будете приводить его в дальнейшем

ШАГ 3

Теперь необходимо решить: что, чем и как часто нужно убирать/мыть, чтобы на рабочем месте всегда было чисто. 

На первых порах внедрения принципа 5С можно ввести правило: рабочее место должно быть приведено в порядок в конце каждой рабочей смены (тут как раз и пригодится фотография, которую вы сделали на предыдущем этапе). Но это лишь первый шаг: в идеале сотрудник должен научиться приводить все в порядок после каждой операции: сразу класть каждую вещь на место после использования, сразу протирать то, что испачкалось, сразу выбрасывать/убирать то, что не должно быть на рабочем месте. Понятно, что заставить делать это из-под палки невозможно: должна выработаться привычка, а выработается она не раньше, чем сотрудник окончательно свыкнется с мыслью, что его рабочее место должно выглядеть так, как на фото, и никак иначе; когда вещь, оставленная не на своем месте, будет вызывать у него внутренний дискомфорт.

ШАГ 4

В отличие от первых этапов, этот шаг нужно делать не после третьего, а одновременно с ним: необходимо зафиксировать и максимально подробно описать все то, что должно войти у сотрудников в привычку. Создать инструкции, графики, чек-листы, которые помогут не держать все в голове.

На этом этапе необходим постоянный, не формальный, а реальный контроль со стороны руководства: иначе графики будут заполняться через раз, а чек-листы — игнорироваться. Проводите всевозможные проверки, аттестации, используйте доски почета и другие способы, которые мотивируют сотрудников придерживаться новой системы. Поначалу — со скепсисом и неохотой, а потом — машинально, по устоявшейся привычке. 

ШАГ 5

Совершенствование: самый сложный и философский пункт системы 5С, без которого тем не менее, ничего не будет работать.

Во-первых, он про постоянную самодисциплину; про создание нового уровня корпоративной культуры, в которой принцип 5С — непреложное правило для всех, начиная от стажера и заканчивая гендиректором.

А, во-вторых, — про постоянное стремление сделать процессы еще лучше; умение увидеть слабые места и пересмотреть свои собственные решения, если практика показала их неэффективность. 

Ниже вы можете скачать чек-лист для внедрения принципа 5С в своем ресторане:

СКАЧАТЬ ЧЕК-ЛИСТ

 

Читайте также:


Комментарии

Чтобы оставить комментарий,
авторизуйтесь