Содержание
Бензин
Чеки
Целлофановые пакеты
Лотки
Сырье
Продукция
Все мы прекрасно понимаем, что воровство на предприятии распространено, и если его не контролировать, то компания будет работать только на самоокупаемость, а не на развитие. К большому сожалению, в коллективе найдутся те люди, которые захотят взять всё, что плохо лежит, и сверх этого. Но есть и порядочные, которые никогда не будут заниматься этими грязными делами — воровать что бы то ни было. Но речь сейчас не о них, а о противоположных им людям.
Я понимаю, что вы доверяете сотрудникам, ведь без доверия не стоит и работать, но это доверие и полное отсутствие контроля приведут к воровству от них. Неправильно потраченные деньги — уже воровство прибыли у предприятия. Давайте я вам расскажу о способах возможного воровства вашими сотрудниками. Возможно, вы заметите в примерах свою компанию и предпримите действия и мои советы об их предотвращении. Все примеры из собственной практики.
Бензин
Самое распространенное воровство персонала на предприятии — горючее топливо (бензин, солярка). А если ваши сотрудники ещё и заправляют свою машину таким же топливом, то могу с точностью до 99% сказать, что оно сливается. Если у вас стоит датчик расхода топлива, то вероятность слива многократно уменьшается.
Бывали случаи, когда водитель, не имея собственную машину, воровал топливо на продажу. Удивлены? Я сам удивился, узнав метод воровства. Данному водителю выдавался талон на 20 литров. Он договаривался с заправкой, рвал талон на две части и заправлял всего 10 литров, а оставшиеся 10 литров продавал знакомым. Вот такой реальный случай был в моей практике. А на первый взгляд и не подумаешь, что этот водитель мог воровать, да ему и незачем, ведь машины у него нет. Оказалось, всё совсем иначе.
Другой способ кражи бензина — банальный слив после работы. Отъездив рейс с максимальной экономией, сливаются лишние остатки. Некоторые компании не контролируют бензин, а примерно подсчитали расход и выдают. Если вы тоже так делаете, то вы тратите лишние деньги на заправку машин. В такой схеме работы я наблюдал, как бензин ежедневно сливается канистрами. Теперь подсчитайте свои возможные потери, прослезитесь и начните жестко его контролировать.
Если у вас присутствует свой автопарк машин по развозу хлеба, и они ежедневно выезжают на рейс, то рассмотрите вариант перевода машин с бензина или солярки на иное горючее — метан. Я давно понял, что это горючее самое экономичное, и его сливать уж точно никто не будет, это не получится, да и просто нет в нём потребности. Вы можете сказать, что газ быстрей выводит машину из строя, но я могу опровергнуть ваши слова, исходя из собственной практики. Всё с вашей машиной будет в порядке, и количество ремонтов никак не увеличится, если относиться к машине бережно. Переводите машины на метан по абонентскому обслуживанию с безналичным расчётом, и это будет приличной экономией.
Чеки
Бухгалтерия привыкла доверять чекам, но не я. Имею опыт разоблачения воровства персонала в ресторане по приносимым чекам.
Сумму на чеке (если только товарный выдают, т.к. за наличный расчёт скидка) можно попросить увеличить, если немного поделиться с выдавшим его лицом или водитель на заправке берёт чек на большую сумму, чем заправляется и за это даёт кассиру немного денег (например, заправляется на 500 руб., а кассир даёт ему другой чек на 800 руб., т.к. не все водители их берут и у кассира есть лишние чеки…разница по факту в 300 руб. и водитель даёт кассиру 100-150 руб. и себе в карман кладёт остаток).
Чтобы не воровали, максимально оплачивайте по безналичному расчёту. Например, положили деньги на свой депозит в магазине запчастей и постепенно выбирайте их, не давая наличных денег механику или водителю, а также топливо оплачивать через счёт. Просто запомните, что чек — не панацея от воровства.
Целлофановые пакеты
Пакеты для упаковки продукции, которые раздаём в магазины, нужно жестко контролировать. Подсчитайте количество выпускаемой продукции, которое упаковывается, и расход пакетов. Погрешность в 10% ещё можно допустить, но не больше. Если уже другой процент погрешности, то, вероятней всего, они уходят сотрудникам домой. Сумма затрат на пакеты незначительная в сравнении с другими затратами, но из таких мелочей складывается солидная сумма в конце месяца.
Знаю один случай на производстве, когда водитель не раздавал пакеты, а брал со склада и продавал тем же магазинам. Магазины только рады были покупать, ведь цену он установил ниже рыночной, чтобы всё скупали. Вот и делайте выводы! Возможно, и ваши пакеты просто продаются.
Лотки
Думаю, что не будут большим секретом продаваемые лотки водителями на конкурирующие производства. Это распространённая практика, и с ней нужно бороться. Я пользуюсь двумя способами: 1) клеймо компании на каждый лоток (если он деревянный); 2) ежемесячная инвентаризация лотков. Водители знают о том, что в случаях потери лотков они будут списываться за счёт зарплаты всех водителей. Иначе никто не признается, что он продаёт лотки. А так, списав один или два раза с водителей в равных долях, они сами вычислят вора и попросят больше так не делать. Это действенный метод, который заставляет повнимательней относиться к потере лотков.
Сырьё
Кража сырья на производстве — дело систематическое и распространённое. Чтобы сотрудники не воровали сырьё и не страдал конечный потребитель от некачественной продукции, нужен жёсткий контроль качества, закупать в таре, которую не так легко вынести с производства, а также контроль соблюдения технологических карт. Если учесть эти три условия и контролировать их, то воровать сырьё будет не так просто, да и не будет желания. Ведь всё под контролем людей и камер, и присутствует большой риск, что всё равно обнаружатся недостачи в том или ином месте и будет разбирательство.
Продукция
Бывают случаи, когда воруется продукция, и это очень печально. Ведь воровство в любых его проявлениях плохо.
Помню случай, когда у нас стал пропадать хлеб средь белого дня со склада, и никто не мог понять, куда. Были мертвые зоны в камерах, и это не давало найти нечестного сотрудника. Стали подозревать одного водителя и сделали следующее: попросили бригадира положить на лоток несколько единиц лишней продукции. По приезду водителя технолог начал просто интересоваться насчёт магазинов, и всё ли ему дали для развоза. Водитель, как ни в чём не бывало, сказал, что всё хорошо и всем хватило, но на счёт лишнего ничего не сказал. Лишнее должно всегда привозиться на склад, если никто из магазинов не взял. Если магазин взял на реализацию, то водитель записывает и передаёт эту информацию в бухгалтерию. А в нашем случае водитель скрыл, а значит, для него нормально отдавать (продавать) лишнее и ничего не говорить.
Данный метод проверки возьмите себе на вооружение и сами проконтролируйте водителя, например, незаметно подложив несколько лишних булок хлеба. Если водитель сознается, тогда вероятней всего, что он честный, если, конечно, он не видел ваши действия с лишним хлебом.
Это я привёл только маленькую часть того, что могут воровать на вашем предприятии, и только контролируя ситуацию, можно этого избежать. Жёстко наказывайте (увольняйте) людей, которые у вас воруют, а другие будут уже задумываться над своими действиями и желаниями. Понять нужно одно — всё, что взято с предприятия или потрачено без получения дохода, на шаг отдаляет компанию от поставленных целей. И чтобы быстрей добиться этих целей, нужно полностью искоренить воровство на вашем предприятии.
Если у вас есть вопросы по вашему предприятию, пишите комментарии и мы вместе решим эти проблемы и устраним возможные варианты воровства. Желаю вам удачи, и пусть ваши сотрудники будут честны перед вами!
Советуем к изучению:
Комментарии