Меню ресторана — не только отражение его концепции, но и инструмент продаж, который постоянно нуждается в тонкой настройке. В этой статье мы собрали ошибки, которые чаще всего случаются при обновлении меню и в конечном итоге ведут к недополучению прибыли.
- Перед обновлением не проводится анализ меню. Прежде чем вводить одни позиции, убирать другие и видоизменять третьи, обязательно нужно провести анализ продаж по имеющемуся меню. Это может быть ABC-анализ, метод Касаваны-Смита или модель Павесика — но без этого шага невозможно беспристрастно оценить картину в целом, а также выявить лидеров и аутсайдеров по каждой категории в меню
- Не составляется ТЗ для шеф-повара. Если просто сказать шеф-повару, что вы хотите ввести в меню новую рыбную закуску, он может предложить вам на пробу невероятно вкусное блюдо — с невероятно высокой себестоимостью. Поэтому, чтобы сэкономить время обеих сторон, руководитель должен дать шеф-повару простое, но четкое ТЗ, в котором будут указаны:
А) Для создания новых блюд: категория блюда, основной ингредиент (мясо/птица/рыба/сыр), количество позиций, которые в итоге должны появиться в меню*, фудкост и вилку цены.Если в итоге нужно получить в меню одну новую мясную закуску, то на дегустации повар должен преложить 2-3 варианта на выбор.Б) Для обновления старых блюд: категория блюда, наименование блюда, основной ингредиент, нынешний фудкост, желаемый фудкост, максимальная цена.
СКАЧАТЬ ШАБЛОНЫ ТЗ ДЛЯ ШЕФ-ПОВАРА - Не составлять черновик меню. Прежде чем начинать проработки, шеф-повар должен составить черновик меню с текстовым описанием блюд и утвердить его с руководителем. Возможно, некоторые пункты будут исключены еще на бумаге, без всяких проработок.
- Не подключать технолога и не фиксировать в ТТК нормы закладки продуктов на стадии проработки.
- Начинать дегустации до получения стоимости блюда (вытекает из предыдущего пункта). Новое блюдо может оказаться сколько угодно вкусным, но и кухня, и руководство просто зря потратит время, если выяснится, что его фудкост не соответствует изначальным требованиям.
- Не использовать дегустационный лист.
Первую дегустацию стоит провести для руководства и менеджмента ресторана; официантов на нее звать нет смысла. В дегустационном листе обязательно должны быть указаны: себестоимость, желаемый фудкост, расчетная цена, и оценочные критерии (вкус, запах, консистенция, размер порции, презентация, соответствие концепции, цена).
На дегустацию также можно приглашать фокус-группу — это хорошо работает (ведь именно эти люди потом будут есть ваши новинки), к тому же повышает лояльность гостей. В этом случае из дегустационного листа нужно исключить графы с себестоимостью и фудкостом, оставив только расчетную цену.
- Пренебрегать повторной дегустацией. После первой дегустации часть блюд отправляется на доработку. Даже если изменения, казалось бы, очевидные и простые — все равно нужно обязательно провести повторную, итоговую дегустацию Это легче, чем потом исправлять уже готовое меню, когда выяснится, что кто-то кого-то не так понял.
- Запускать продажи до того, как весь персонал выучил новое меню. Да, весь: не только повара, но и официанты; не только основные ингредиенты, но и посуду подачи, модификаторы и сочетания с другими блюдами и напитками.
- Запускать продажи до того, как сделаны заготовки. Это может привести к тому, что (особенно при успешной кампании в соцсетях), новое блюдо пользуется ажиотажным спросом и оказывается в стоп-листе. А это закономерно вызывает раздражение у гостей, которые пришли к вам именно из-за этого блюда.
- Не вычитывать меню ДО и ПОСЛЕ печати. В особенности нельзя пренебрегать «после»: готовое меню обязательно нужно сверить с фронтом. Если выяснится, что цифры где-то не совпадают, придется принимать непростое решение. Иногда (если меню дорогое в продакшене) целесообразнее поменять цифры на фронте, чем перепечатывать все меню.
- Не давать пробовать новинки официантам. Дегустации лучше всего проводить на утренних планерках за несколько дней до старта продаж. Хорошо, если пробовать будут все одновременно: так те сотрудники, которым блюдо не понравилось (или не произвело впечатления), смогут посмотреть на реакции тех, кто в восторге от новинки. В итоге первым будет проще продавать такое блюдо в зале, даже если им самим оно не нравится.
Текст составлен по материалам вебинара Татьяны Савельевой, посмотреть его полностью можно тут.
Узнать еще больше об обновлении и проработке меню ресторана можно здесь:
Комментарии