Мы привыкли к классификациям наших гостей по самым разным критериям: архетипам, стилю жизни, ценностям и т.д. Но нейропсихология и нейромаркетинг давно ушли вперед и доказали: то, что клиент думает, говорит и делает – три совершенно разные вещи.
Я предлагаю сосредоточиться именно на поведении гостя и взять за основу классификации психографическую модель его потребления.
Психографика как один из инструментов нейромаркетинга выделяет восемь основных типов поведенческих сценариев человека при совершении покупки. Вот они: индивидуал, инноватор, лидер мнений, модник, консерватор, чувствительный, замкнутый, реалист.
Представитель каждого типа склонен совершать одни и те же когнитивные ошибки, имеет устоявшиеся стратегии выбора, на него действуют определенные слова и образы (так называемые триггеры), которые не действуют на других.
(При этом важно учитывать, что один и тот же человек зачастую использует разные поведенческие сценарии применительно к разным услугам и продуктам. Если он покупает новое авто как реалист, это не значит, что он не будет инноватором при покупке телефона).
В серии статей, которую открывает эта публикация, мы разберем каждый типаж. И начнем с индивидуала. Вот его основные признаки:
Как выглядит
Обычно такие клиенты обладают индивидуальным стилем, часто - очень специфическим, могут носить броские украшения, аксессуары. Им важно выразить себя, мнение окружающих их не слишком волнует. Поэтому они довольно заметны и броски.
Как входит в ресторан, какой столик выбирает
Входят уверенно, «вносят себя», выбирают обособленный столик, чтобы рядом не было людей. Для таких клиентов желательно, чтобы были перегородки между столиками, чтобы была своя территория, где будут только они и их окружение. Но и не VIP-зона – это больше для лидеров мнений.
Как выбирает
Индивидуал ориентируется на собственный вкус и выбор. Обычно он знает, что хочет, не смотрит, что заказывают другие, сам принимает решение.
Такие гости часто не нуждаются в поддержке и советах и при заказе ориентируются на собственные понятия «особенного». Могут заказать шокирующее сочетание блюд, потому что им так нравится, и все тут. Любят «из ряда вон», «лимитированное». Выбирают в меню блюда от шеф-повара, редкие ингредиенты.
Индивидуалов практически невозможно убедить попробовать то, что они не выбрали сами. Можно только объяснить и ждать (впрочем, без особых надежд), что гость прислушается к рекомендации.
Как ведет себя с официантом
Индивидуал обычно уверенно «наговаривает» официанту, что он хочет. Официант в этой ситуации должен достойно, на равных, но при этом безропотно и абсолютно точно принять и выполнить его заказ.
Как с ним работать, чтобы он вернулся
Очень важно дать почувствовать гостю-индивидуалу свою уникальность и исключительность. Но при этом не спорить с ним. Такому гостю нужно обеспечить исключительное, особенное отношение (при этом, разумеется, не обидев остальных гостей).
Что нельзя делать ни в коем случае
Активно помогать в выборе, давать советы, сомневаться в его выборе, переспрашивать, точно ли он хочет американо именно с солеными сухариками. Сажать за столик на проходе, отказывать под предлогом единых стандартов, работающих для всех гостей.
Резюме: индивидуалы – прекрасный типаж для открывающегося ресторана и модного места: они активно делятся своим мнением, если заведение им приглянулось. Обычно ведут себя очень авторитетно и действительно обладают авторитетом. Поэтому этот типаж – настоящая находка для запуска сарафанного радио.
Об остальных психографических типах гостей ресторана читайте в следующих публикациях.
Советуем к изучению:
- Нейромаркетинг: 10 приемов увеличения среднего чека
- Точки контакта ресторана с гостями
- Как составить портрет гостя и модель его поведения?
Комментарии