С 1 июля 2021 года вступил в силу новый федеральный закон 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по которому теперь надзорные органы проверяют бизнес (до этого больше 10 лет действовал 294-ФЗ). Изменения есть, их много (например, больше нельзя обжаловать решение Роспотребнадзора сразу в суде), но это тема для отдельной публикации. В этой же статье я расскажу о базовом алгоритме, в соответствии с которым проводится любая проверка в ресторане: проработав в Роспотребнадзоре несколько лет, я хорошо знаю не только о том, что проверяют, но и о том, что нужно учесть, чтобы пройти проверку успешно.
Итак, алгоритм проверки:
- Выносится решение о выездной проверке. Оно должно быть вручено проверяемому предприятию за 24 часа до визита инспектора. Причем если раньше срок уведомления о плановой проверке составлял три рабочих дня, то теперь, так же, как и при внеплановой – всего 24 часа.
- Проверяющие приезжают в заведение и обязательно (!) предъявляют удостоверение.
- Осуществляется проверка.
- Заполняется журнал учёта проверок.
- Составляется акт контрольного мероприятия.
- Если были нарушения, составляется предписание.
- А затем (если были замечания) — протокол/несколько протоколов об административном правонарушении.
- После этого, спустя время, проводится повторная проверка. Причем проверяют только то, что было указано в предписании, т.е. те нарушения, которые выявили в ходе предыдущей проверки.
Стоит напомнить, что проверки бывают плановые и внеплановые. Плановые планируются на календарный год, они указаны в плане проверок. Периодичность проверок зависит от класса опасности предприятия. Внеплановые проверки проводятся без какого-либо плана, без какой-либо периодичности и могут даже проводиться без предупреждения.
Что проверяют?
- Помещения. Достаточность производственных цехов, моечных ванн, раковин, оборудования.
- Внутреннюю отделку.
- Поточность технологических процессов.
- Сроки годности пищевых продуктов и условий хранения. При этом проверяют холодильное оборудование и склады сыпучих продуктов. Это может происходить так: при проверке содержимого холодильника проверяют условия хранения на маркировке продукции и сверяют их с имеющимися. Если, например, условия хранения хлеба на маркировке указаны не ниже +6 С, а он хранится в холодильнике, то это нарушение. Также выборочно записывают данные маркировочного ярлыка нескольких позиций, а потом просят предоставить на них сопроводительные документы. Они, конечно же, должны у вас быть.
- Условия обработки сырья, а именно — наличие заготовочных цехов, их оборудования.
- Маркировку досок, ножей, уборочного инвентаря, продукции.
- Условия для соблюдения личной гигиены.
- Уборку и условия хранения уборочного инвентаря.
- Документы (это журналы, сопроводительные документы на продукцию, личные медицинские книжки, программа производственного контроля, протоколы лабораторных исследований, документы, подтверждающие соблюдение принципов ХАССП).
- Договоры.
Кстати, здесь вы можете ознакомиться со списком контрольных вопросов, который используют в своей работе инспекторы Роспотребнадзора (эту информацию предоставляет сам надзорный орган, но далеко не все об этом знают).
ПРОВЕРОЧНЫЙ ЛИСТ ИНСПЕКТОРА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Основываясь на собственной практике, я выделила 10 принципов успешного прохождения проверок Роспотребнадзора:
- Подготовьте документы в копиях до начала проверки. Это поможет ускорить само мероприятие, и вам не придётся судорожно искать всё это при инспекторе.
- Попросите предоставить удостоверение, если всё-таки его не показали.
- Читайте все документы прежде, чем подписывать.
Был случай, когда владелица кафе подписала распоряжения о проверке, не читая, и поставила дату, которую попросила её поставить проверяющая. А это было три дня назад. То есть её не уведомили о проверке, пришли и оштрафовали. Хотя это было грубым нарушением, и такая проверка была незаконна. Если бы она подписала всё-таки тем числом, когда проверка проводилась фактически, то результаты можно было бы обжаловать. А так ей пришлось платить штраф 100 тысяч рублей. - Соблюдайте санитарные правила. Тут, я думаю, всё очевидно.
- Имейте в наличии необходимые договоры, программу производственного контроля, личные медицинские книжки.
- Оповестите персонал о проверке, проинструктировать, как себя вести.
- Не препятствуйте проверке.
- Не провоцируйте проверяющих.
- Не пытайтесь никого запугивать.
В моей практике был случай, когда в сочинское кафе пришла проверка, а владелец был спокоен, потому что присутствовала его дочь – юрист, которая когда-то работала в Роспотребнадзоре. Она спорила с проверяющими, не соглашалась с их доводами, чем, естественно, вызвала у них негативную реакцию и острое желание проверить заведение более досконально. В результате в кафе нашли нарушения, которые могли бы и не найти. Предприятие закрыли. - И ещё момент: если вы не знаете ответ на вопрос — промолчите. Это в любом случае лучше, чем ответить неправильно.
Часто предприятия начинают готовиться к проверке, когда им уже вручили уведомление — т.е. за 24 часа, и времени на подготовку остается катастрофически мало. Конечно нельзя соблюсти всё, я это прекрасно понимаю. Но есть основы, которые предотвратят не только штраф, но и отравление гостей или появление волоса в тарелке. И придерживаться их в ежедневной работе вполне реально.
Читайте также:
Комментарии