Подобно тому, как шеф-повар собирает идеальное блюдо из множества ингредиентов, успешный ресторатор выстраивает свою команду, комбинируя навыки, опыт и технологии. В условиях кадрового дефицита автоматизация обучения — тот самый секретный соус, который помогает удержать таланты, развить их потенциал и выстроить лояльность. Рестораторы, которые уже внедрили IT-инструменты для обучения, рассказали, как это работает в реальной жизни.
IT-инструменты для обучения — это цифровые платформы, которые помогают автоматизировать процесс подготовки сотрудников. В них загружают видеотренинги, тесты, обучающие модули и интерактивные симуляции, доступные в любое время и с любого устройства. Все это упрощает доступ к обучающим материалам, а также позволяет руководителю контролировать прогресс каждого сотрудника. Высокая текучка кадров в общепите требует быстрого внедрения новых сотрудников в рабочий процесс. И здесь как раз приходят на помощь IT-инструменты.
Что такое hard и soft skills и при чем здесь система обучения
Обучение сотрудников позволяет рестораторам создавать сильные команды, что особенно важно в условиях кадрового дефицита. Многие рестораторы готовы брать соискателей без опыта, но с развитыми soft skills — то есть способностью к обучению и готовностью развивать hard skills.
Hard skills — это технические навыки, которые сотрудник использует в повседневной работе: знание рецептур, стандартов приготовления блюд или работы с кассой. Soft skills — это личностные качества, которые помогают эффективно взаимодействовать с коллегами и клиентами, например, коммуникабельность, стрессоустойчивость или умение работать в команде.
Для ресторанного бизнеса важно гармоничное развитие обоих типов навыков. Хороший повар не только готовит вкусные блюда, но и поддерживает слаженную атмосферу в команде. А официант с отличными знаниями меню не получит чаевые, если не умеет наладить контакт с гостями. С помощью IT-инструментов сотрудники «качают» и те, и другие навыки. И это помогает бороться с проблемой кадрового дефицита, ведь если система обучения выстроена четко, то можно рассматривать кандидатов без опыта, расширив круг поиска. А уже на месте они смогут освоить те компетенции, которые им нужны в работе.
«Главное — увидеть сильную мотивацию и быть уверенным, что человек не уйдет от нас сразу после обучения. Конечно, бывает, что кто-то учится в Lucky Skills, стажируется, а потом уходит на рынок за более высокой зарплатой. Этот сценарий возможный, но для нас немного грустный. Мы все же вкладываемся в людей, которые хотят развиваться вместе с нами» — директор по маркетингу Lucky Group Александра Балмасова, цитата из интервью.
Действительно, к сожалению, обученные сотрудники иногда уходят к конкурентам. Но даже несмотря на это, инвестиции в развитие персонала окупаются за счет улучшения навыков и повышения уровня сервиса. А для самих работников обучающие платформы становятся не только инструментом развития, но и частью мотивационной системы.
«Мы сделали обучение основным фокусом на этот год. С декабря 2023-го по декабрь 2024-го у нас буквально год обучения: курсы, семинары, тренинги, программы — всё, что только можно придумать. ‹…› Кроме того, ввели дополнительные мотивационные программы: промоформу, конкурсы вроде «Самый быстрый повар» или «Лучшее качество». Осенью мы начали инвестировать два миллиона суммарно в мобильное приложение для персонала. Это как в такси: копишь бонусы за работу и обмениваешь их на мерч — футболки, кепки и так далее» — Денис Селезнев, основатель сети доставки блюд японской кухни Kaifa, цитата из интервью.
Как геймификация помогает бороться с текучкой
Сейчас многие работники высоко ценят обучение. Для них это знак, что работодатель заинтересован в них, готов вкладываться в их развитие. А благодаря современным платформам это еще и увлекательный процесс, например, если используются элементы геймификации.
«Мы решили развиваться и учиться вместе. ‹…› Купили обучение по маркетингу, так как поняли, что иногда заигрываемся с креативом и забываем, что маркетинг — это не только эмоции, но и цифры, возврат инвестиций. Сейчас, благодаря обучению, у нас появилась структура, и мы начали больше понимать финансовую сторону. ‹…› Мы постоянно рассматриваем, что еще можно внедрить. Например, недавно обсуждали геймификацию как элемент обучения. Когда сотрудники в игровом формате повышают квалификацию, получая значки и «плюшки», это очень интересно» — основательница хабаровской сети «Мускатный кит», грузинского бистро «Нино» и домашней траттории Semplice Полина Платицына, цитата из интервью.
Геймификация — это внедрение игровых элементов в обучение: начисление баллов за выполненные задания, выдача значков или организация состязаний. Этот подход особенно популярен среди поколения Z, так как делает процесс обучения увлекательным и мотивирующим. Например, вместо простого прохождения тестов сотрудник может «прокачивать» свои навыки, как в игре, зарабатывая очки и открывая доступ к новым уровням, или участвовать в дуэлях с коллегами. Такой формат усиливает вовлеченность, стимулирует здоровую конкуренцию и формирует позитивное отношение к обучению.
Онлайн-сервисы VS очное обучение
В цифровую эпоху дистанционные платформы — практически универсальный инструмент. Но они не всегда могут заменить живое обучение.
«У нас есть ряд чат-ботов для работы в Телеграм, есть платформа дистанционного обучения сотрудников, на которую перенесено 70-80% материалов и курсов. Но не всему можно обучить дистанционно, где-то нужна живая коммуникация. Например, в пабе-театре артисты дают уроки актерского мастерства нашим сотрудникам» — генеральный менеджер Pub Life Group Павел Носков, цитата из интервью.
Однако паб-театр, скорее, исключение, где действительно требуется особый подход. Для стандартных форматов общепита использование онлайн-приложений — возможность создать электронную базу знаний, которая не «уйдет» вместе с уволившимся сотрудником, заинтересовать молодых работников, а также разгрузить менеджеров, которым не придется тратить время на обучение новичков.
«Для обучения сотрудников используем ServiceGuru и другие платформы, которые позволяют электронно обучать персонал без бумажных материалов. Все видеоуроки и тренинги теперь в цифровом формате» — Александр Леусенко, генеральный директор ресторанной сети Beanhearts, цитата из интервью.
Если вы хотите подобрать оптимальную платформу для вашего ресторана и адаптировать её под задачи бизнеса, мы готовы помочь с подбором решения, которое будет работать на результат!
Читайте также:
Комментарии