Не так давно в справочнике «2ГИС» появился фильтр, который показывает владельцам домашних животных заведения, готовые принять их вместе с питомцами. Это дало новый импульс дискуссии вокруг формата dog-friendly: понятие это появилось в российской ресторанной действительности не так давно, и отношение представителей отрасли к нему очень разное — от полной поддержки до полного неприятия. Для этой статьи мы поговорили с рестораторами, которые решили, что готовы принимать у себя четвероногих гостей, и попросили их рассказать, как это происходит на практике.
Вот такой «манифест» недавно появился в инстаграме воронежской кофейни Perfetto Caffe:
Этот небольшой пост собрал в себе все основные проблемы, которые приходится решать едва ли не каждому владельцу ресторанного проекта с политикой dog-friendly. Вот что сказал по этому поводу владелец Perfetto Caffe (и пса Шерлока) Павел Бусыгин.
Наши кофейни dog-friendly, потому что я сам люблю животных и мне нравится, как в других странах относятся к домашним питомцам. Им везде рады: и на улицах, и в парках, и в заведениях. Хочется, чтобы и у нас было так же. Если говорить о Perfetto Caffe, то никаких сложностей с четвероногими посетителями не возникает, поскольку у нас прекрасные гости и, соответственно, они приходят с воспитанными и чистыми животными.
Как воспринимают данный формат те, кто приходит без домашних питомцев? Отвечу так: претензии до меня ни разу не доходили. В то же время, подобная открытость повышает лояльность постоянных гостей, которые с нами много лет. Мы стараемся делать максимум, чтобы им было удобно и комфортно. В частности, именно по этой причине у нас для собак есть миски, их мы всегда можем наполнить чистой водой.
Если говорить в целом, то единственное, что посоветовал бы коллегам, которые решат пойти по нашему пути, — любить животных.
Николай Готко, совладелец петербургских проектов «Больше кофе!», «Кофе на кухне», «Знакомьтесь, Джо!», «Обычные люди», PROSTOVINO, BOLSHECOFFEE ROASTERS:
Мы решили стать dog-friendly с того дня, как в 2012 году появилась наша первая кофейня «Больше кофе!». Хотели, чтобы гостям у нас было легко и комфортно, изначально делали акцент на простоту. Создавали заведение, куда можно было бы прийти и в шортах и с собакой, и в деловом костюме на переговоры. Всегда открывали и открываем проекты для людей, идущих в ногу со временем, а потому никогда не видели в гостях с собаками проблемы.
Естественно, мы наблюдали, присматривались, анализировали ситуацию. В итоге во всех наших кофейнях теперь есть миски для воды, хотя появились они далеко не сразу. Плюс важный момент: мы не выставляем их на весь день, а даем , когда приходит гость с питомцем, так что миска всегда читая, что важно для всеобщего комфорта. Сейчас мы даже угощаем четвероногих посетителей сухариками. Я совсем недавно узнал, что в нашей кофейне «Обычные люди» бариста по личной инициативе, на собственные деньги покупают печеньки для собак в качестве угощенья.
Надо сказать, что в нашу кофейню «Больше кофе!», а она находится в парке, или в кофейню «Обычные люди» гости с собаками приходят чаще. Впрочем, и остальные проекты не обделены вниманием четвероногих посетителей. В частности, наш винный бар PROSTOVINO.
Мы, повторюсь, вообще не видим в этом проблемы. Подавляющее большинство хозяев собак — люди адекватные, они отвечают за поведение своих питомцев. И если человек знает, что его четвероногий друг недружелюбен, он просто не придет с ним в кофейню. У нас не бывает даже громкого лая, а если и происходит между собаками общение на повышенных тонах, то это очень удивляет их владельцев. И такие случаи за все 9 лет можно пересчитать по пальцам.
Плюс, скажу честно: у на самих есть собаки, мы их любим и понимаем, что к ним можно и нужно относиться, как к маленьким детям. К тому же, ставим себя на место наших потенциальных гостей, которые, совершая традиционную прогулку с питомцем, не прочь заглянуть на чашку кофе.
И, конечно, присутствие четвероногих посетителей создает добрую атмосферу, уютную домашнюю обстановку, позитивное настроение, что очень нравится нашим гостям. А это всегда хорошо для проекта.
Повторюсь: за все время у нас ни разу не было негативного опыта. Возможно, когда изначально предчувствуешь проблемы, они рано или поздно возникают. Мы же с первых дней сложили для себя иную картину мира. Допускаю, что наша позиция кому-то из гостей может не нравиться и чего-то мы не замечаем, однако положительных моментов значительно больше. Да и с точки зрения бизнеса подобная открытость, простота и лояльность по отношению к гостям только в плюс. Поэтому искренне призываю всех своих коллег быть dog-friendly.
Рома Редман, совладелец петербургских ресторанов CHUCK и HOLY RIBS:
Не могу сказать, что мы абсолютно dog-friendly, скорее, в этом вопросе соблюдаем нейтралитет. Однако ничего не имеем против, когда гость приходит с собакой, если она чистая, ведет себя спокойно, от нее не пахнет так, что все разбегаются. И, конечно, если речь о крупных собаках, обязателен намордник.
Другое дело, если визит чьего-либо четвероногого друга доставляет неудобства остальным гостям. Тогда мы вынуждены адекватно реагировать и искать выход, либо сразу не пускаем в зал. Однако подобные ситуации возникают редко.
Никита Фомкин, совладелец московского гаражного бара SUR:
У нас и не было иных вариантов, как стать dog friendly, поскольку у меня самого есть собака — французский бульдог Рэй, который тусуется с нами целыми днями. Первые месяцы после открытия проекта я был занят в нем постоянно. Естественно, вовремя погулять с Рэем не получалось, а потому приходилось брать его с собой.
На мой взгляд, dog-friendly — прогрессивный тренд в ресторанном бизнесе. Это по советским СанПиНам нельзя было приходить в кафе четвероногим питомцем. И многие до сих пор уверены, что те правила сохранились по сей день, но это не соответствует действительности. Единственное место в баре или ресторане, куда сейчас нельзя пускать собаку — кухня. И в Европе схожая история. Там можно встретить в заведении даже огромнейшего дога. И так во многих кафе.
Продвигаем ли мы наш проект как dog-friendly? Нет. Даже таблички нигде не вешаем, потому что посетители и без них всё прекрасно знают, в том числе благодаря нашему инстаграму, где постоянно появляются разные собаки: от маленьких до больших. А наш Рэй просто звезда, без него никуда.
Плюс для четвероногих посетителей есть свои ништяки: помимо миски с водой и самой знаменитой на всю Москву картинки, «сообщающей» об этом, собак всегда угощаем свежими огурчиками, если владельцы не против. Кроме того, поскольку у нас бетонный пол, выдаем коврики. Особенно это актуально холодными зимами, чтобы собаки не мерзли.
Возникали ли конфликтные ситуации с другими посетителями? Если они и случались, то очень редко. Правда, однажды я прочитал негативный комментарий на «Яндексе»: гость, заглянув к нам, назвал увиденное «зверинцем». Но все написанное нельзя назвать адекватной реакцией, а потому не стоит внимания. Наоборот, люди приходят и спрашивают, где Рэй и другие собаки. Никаких ограничений мы не устанавливаем. Главное, чтобы питомец, вне зависимости от размера, был добрым, чтобы другие гости не испытывали страха. И, конечно, когда к нам приходят с собаками бойцовских пород, мы просим надеть на них намордник.
Владельцам тех проектов, которые действительно хотят сделать свой бар, ресторан или кафе dog-friendly, могу сказать: если решение радоваться собакам принято сверху, навязано, такое не останется не замеченным. Поверьте, гости будут это видеть. Важно и правда любить собак, причем всем сотрудникам, как в нашем баре. И тогда будет чувствоваться по-настоящему искреннее отношение.
В завершение напомним позицию российского законодательства по вопросу о собаках в кафе и ресторанах: закон не запрещает находиться с собаками в общественных местах — это касается как ресторанов и кафе, так и общепита.
Формально собака — это имущество гостя. Такое же, как смартфон или ботинки, в которых он пришел в ресторан. Никто не имеет права лишать человека права распоряжаться своим имуществом — если только это не противоречит другим законам. Однако стоит иметь в виду, что, помимо федерального законодательства, в каждом регионе этот вопрос регулируют еще и локальные правовые акты. Кроме того, заведения вправе устанавливать внутренние правила, на основании которых может отказать гостю в обслуживании. Подробнее о том, когда посетителя совершенно законно можно не пустить в ресторан, читайте в этой статье.
Читайте также:
Комментарии